14 октября, Круглый стол «Садоводство Юга: проблемы и потенциал»

Актуальность: Садоводство Краснодарского края сегодня демонстрирует уверенные темпы роста, но в отрасли по-прежнему есть ряд проблем. Первая половина 2020 года оказалась для садоводов Юга особенно неблагоприятной. 4 волны возвратных заморозков, при которых температура опускалась до -11 градусов привели к гибели плодовой почки, а значит и части урожая. Напомним, что Краснодарский край является крупнейшим регионом страны по садовым площадям и объемам производства плодово-ягодной продукции. По оценке некоммерческой организации Союз «Садоводы Кубани», в хозяйствах региона потери урожая из-за заморозков составили: - семечковых культур (яблони, груши) до 60%, - косточковых культур до 80% (черешни, сливы, вишни, абрикоса) к уровню прошлого года. Предприятия, где ущерб наиболее значительный, оказались на грани выживания. Сильный град в июне и ураган в июле усугубили и без того непростую ситуацию. В итоге, например, косточковых культур на Кубани собрали около 16 тысяч тонн сейчас против 30 тысяч тонн годом ранее. Урожай яблок составит, в лучшем случае, 60% от запланированного. На этом фоне южные садоводы болезненно восприняли пролонгацию нулевой пошлины на ввоз в Российскую Федерацию импортной плодово-ягодной продукции. Она становится более привлекательной по цене, чем российские ягоды и фрукты, что грозит нашим садоводам потерей рыночных позиций. При том, что объем Отечественной плодово-ягодной продукции в 2020 году будет меньше относительно 2019 года в целом на 20% – около 1 млн. тыс. тонн. Один из главных вопросов круглого стола — как садоводам Краснодарского края (Юга России) развиваться в текущих непростых условиях, каковы перспективы бизнеса.

Основные вопросы:

— Какие антикризисные меры предпринимают садоводы Кубани? Что аграрии делают для устранения потерь, развития предприятий?

— Как усовершенствовать механизмы агрострахования, чтобы оно обеспечивало садоводам эффективную защиту?

— Насколько сильно государственные и региональные меры поддержки отрасли соответствуют сегодняшним вызовам?

— Какие современные агротехнологии и как именно позволяют нивелировать существующие в АПК риски, в том числе погодные?

ИТОГИ работы заседания:

В работе заседания круглого стола «Садоводство Юга: проблемы и потенциал», который состоялся в Торгово-промышленной палате Краснодарского края приняли участие представители Министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края, руководитель отдела внутреннего карантина растений Южного межрегионального Управления Россельхознадзора, Председатель Союза «Торгово-промышленной палаты Краснодарского края», Президент Национального союза агростраховщиков (НСА) и основные производители Кубанской плодово-ягодной продукции. По экспертному заключению, в работе совещания участвовали сельхозтоваропроизводители, которые выращивают более 80 % товарных плодов Кубани и соответственно около 30 % товарных плодов страны.

Рассмотрев и обсудив вопрос «Садоводство Юга: проблемы и потенциал», участники заседания отмечают: Садоводство Краснодарского края сегодня демонстрирует уверенные темпы роста - ежегодно увеличивается площадь закладки промышленных конкурентоспособных садов и питомников, растет производство товарных плодов, расширяется инфраструктура для хранения, обработки, доработки и транспортировки товарных фруктов, что обеспечивает стабильность внутреннего продовольственного рынка. Всего, с 2015 года по 2019 год заложено 8 505 га садов, в том числе 6 750 га садов интенсивного типа. Валовое промышленное производство плодово-ягодной продукции Кубани за эти годы увеличилось на 53 % и составляет около 380 - 390 тыс. тонн ежегодно, это рекордные показатели за последние 30 лет. Закладка садов по современным технологиям в 2020 году планируется на площади 1700 га, в том числе весной этого года уже произведена закладка на площади 730 га из которых 560 га по интенсивной технологии. В результате аномальных природно-климатических явлений, вместо ожидаемых в 2020 году 400 тыс. тонн, Кубанские производители планируют собрать около 260 тыс. тонн. Однако, объемы плодовой продукции в России в 2020 году будут меньше относительно 2019 года в целом на 20%, если в 2019 году общий объем был около 1 200 000, то в 2020 году – около 1 млн. тыс. тонн.

Вместе с тем участники круглого стола обсудили вопрос внедрения инструментов страхования в отрасли садоводства и проект закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» в целях выстраивания долгосрочных и взаимовыгодных условий сотрудничества. Необходимо отметить, что совершенствование нормативно-правовой базы по страхованию с государственной поддержкой урожая многолетних насаждений, посадок многолетних насаждений, включая питомники многолетних насаждений будет способствовать благоприятному развитию отрасли плодоводства в будущие годы. В настоящие время, садоводческие предприятия могут остаться без какой-либо поддержки со стороны государства, что может привести уже в следующем году к стагнации рынка плодово-ягодной продукции.

В целях недопущения снижения объемов производства конкурентоспособных плодов и посадочного материала в будущие годы, сохранения эффекта от многолетней реализации государственных программ поддержки отрасли плодоводства, сдерживания роста импорта и цен на плодовую продукцию, участники круглого стола считают необходимым обратиться в Правительство Российской Федерации и Министерство сельского хозяйства России с просьбой: 

  1. Поддержать отечественного товаропроизводителя плодовой продукции в сложившейся сложной ситуации в результате природного явления, выделив из федерального бюджета средства на единоразовое возмещение зафиксированных повреждений генеративных органов. Субсидию целесообразно предоставлять в целях возмещения части затрат на приобретение средств защиты растений, агрохимикатов, горюче-смазочных материалов и орошения (Приложение №1).
  2. Включить в проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства», предложения согласно Приложения № 2 «Механизм страхования урожая многолетних плодовых насаждений с государственной поддержкой».
  3. Применения мер нетарифного регулирования с 4 квартала 2020 года, в отношении ввоза плодов яблони во время ее массового сбора и реализации отечественным товаропроизводителем, а именно использовать механизм квотирования, что позволит регулировать рынок плодовой продукции, что в свою очередь создаст благоприятные условия для развития отрасли садоводства, соответственно, увеличение объемов производства собственной доступной и качественной плодовой продукции, что как следствие, усилит позиции России на международном рынке. Согласно пункта 7 плана «дорожная карта» по ускоренному развитию плодоводства и производства ягод в Российской Федерации – «Обеспечение доступа плодово-ягодной продукции на внешние рынки, регулирование внутреннего рынка Российской Федерации» внесен п.п.7.2. -  «Разработка комплекса мер по защите российского рынка плодов от недобросовестной конкуренции со стороны зарубежных сельхозпроизводителей, включающих поэтапное введение сезонных квот на импорт отдельных видов плодово-ягодной продукции (в частности, яблок и сливы), реализация которого планируется в 4 квартал 2021г. (Приложение №3).
  4. Разработки комплекса организационно-хозяйственных и технических мероприятий по улучшению гидрологических, почвенных и агроклиматических условий с целью повышения эффективности использования земельных и водных ресурсов для получения высоких и устойчивых урожаев сельскохозяйственных культур (Приложение №4).
  5. Предусмотреть в 2020-2021 году отмену обязательного условия предоставления проектно-сметной документации по закладке и уходу за многолетними плодовыми насаждениями (садами) в связи с отсутствием утвержденных нормативных документов. Существует необходимость разработки и утверждения нормативной документации органом государственной власти Российской Федерации (Приложение №5).

 

 

Организаторы мероприятия: 

           

Партнер: 

 




Перейти к списку